Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада выстроена в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- трансформируемости и безопасности, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Комплексное оснащение воспитательно - образовательного процесса, обеспечивает возможности:
- осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- организации разнообразной игровой деятельности;
- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
- освоения детьми, в том числе детьми с ОВЗ, образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- использования образовательных технологий деятельностного типа;
- эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;
- физического развития воспитанников;
Предметно-развивающая среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики.
Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция отвечают принципам:
- учет возрастных особенностей;
- способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также активизации двигательной активности ребенка;
- отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- способствует развитию ведущей деятельности - игровой полифункциональности. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;
- возможность применения игрушек в совместной деятельности. Игрушки пригодны к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия - коллективные постройки, совместные игры;
- дидактические свойства. Игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки);
- принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
Оборудование для продуктивной деятельности:
- набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации;
- оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:
- включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал;
- оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;
- группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.
Материалы и оборудование для двигательной активности (объекты спорта)
- оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания;
Средства обучения и воспитания, а также наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
№
|
Вид
|
Наименование
|
Место нахождения
|
1
|
Натуральные объекты
|
Объекты растительного мира, реальные предметы
|
В каждой группе ГБДОУ, в экологическом уголке.
|
2
|
Изобразительная наглядность
|
Объемные изображения (игрушки-муляжи): овощей, фруктов, цветов и т.д.
|
В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы).
|
3
|
Игрушки: сюжетные (образные) игрушки
|
Куклы, фигурки, изображающие людей, животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
|
В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)
|
4
|
Дидактические игры
|
Народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры, домино, лото, кубики и др.
|
В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы)
|
5
|
Игрушки-забавы
|
Смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами, наборы фокусов.
|
В старших и подготовительных группах.
|
6
|
Спортивные игрушки
|
Волчки, серсо, мячи, обручи, кегли, скакалки, дартс, баскетбольные кольца, настольный футбол, хоккей, шашки, шахматы, пинг-понг.
|
В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы), физкультурный зал.
|
7
|
Музыкальные игрушки
|
Игрушки, имитирующие музыкальные инструменты ( металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, саксофоны, скрипки, ударные установки, музыкальные шкатулки и др.), сюжетные игрушки с музыкальным устройством (детский рояль, электронное пианино), наборы колокольчиков, музыкальные электронные игры.
|
Музыкальный зал, музыкальные уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).
|
8
|
Театрализованные игрушки
|
Куклы - театральные персонажи, куклы-бибабо, куклы-марионетки, различные виды театров
( настольный, на магните), наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты и элементы декораций, маски, бутафория и др.
|
Музыкальный зал, театральные уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).
|
9
|
Технические игрушки
|
Микроскоп, фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские компьютеры, микроволновки, стиральные машины и пр.
|
Методический кабинет, игровые уголки групп, начиная со среднего возраста.
|
10
|
Строительные и конструктивные материалы
|
Наборы строительных материалов, конструкторы, в том числе "Lego", легкий модульный материал
|
Игровые уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы).
|
11
|
Игрушки-самоделки из разных материалов и материалы для их изготовления
|
неоформленные материалы: различные виды бумаги, картон, нитки, коллекция тканей, фольга, пенопласт; полуоформленные материалы: коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, трубочки для коктейля, пуговицы; природные: шишки, желуди, каштаны, ракушки, ветки, солома, коллекция камней и минералов и др.
|
Экологические уголки и уголки экспериментирования (перечень соответствует возрастным особенностям группы).
|
12
|
Оборудование для опытов
|
Наборы для опытов, лупы, весы, пипетки, весовые материалы, детские пинцеты, измерительные приборы, мензурки, колбы, поддоны и пр.
|
Уголки экспериментирования (перечень соответствует возрастным особенностям группы).
|
13
|
Учебно-игровые пособия, развивающие игры
|
"Логико-малыш", игровизоры, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, кубики Никитина, танграммы, развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе», игры Монтессори и пр.
|
Дидактические и математические уголки групп (перечень соответствует возрастным особенностям группы). В кабинетах специалистов.
|
14
|
Дидактический материал
|
Раздаточный материал ( в соответствии с реализуемой ОП ДО).
|
В каждой группе ГБДОУ (перечень соответствует возрастным особенностям группы). В кабинетах специалистов.
|
15
|
Звуковая аппаратура
|
Музыкальные центры, аудиосистемы
|
В музыкальном зале, спортивном зале и каждой группе ГБДОУ.
|
16
|
Экранно-звуковая аппаратура
|
Телевизоры, DVD-проигрыватели, видео проигрыватели, ноутбуки/моноблоки, интерактивные доски/интерактивный стол, проекторы
|
Во всех группах ГБДОУ. В кабинетах специалистов.
|
17
|
Дидактические технические средства обучения
|
Коллекции аудиозаписей, слайды, мультимедиа презентации, Смарт – презентации, анимационные фильмы и пр.
|
В методическом кабинете, в кабинетах специалистов, во всех группах ГБДОУ
|
18
|
Учебно-методическое обеспечение
|
Пакеты прикладных программ по образовательным областям и для коррекционной работы, учебные пособия, тестовый материал, методические разработки и рекомендации.
|
В методическом кабинете, в кабинетах специалистов, во всех группах ГБДОУ
|
|